Главная В стране и мире «Бастион бюрократии оказался несокрушим»

«Бастион бюрократии оказался несокрушим»

29 second read
0
0
0

25 мая 2019
10:57«Бастион бюрократии оказался несокрушим»

Три недели назад EADaily опубликовало интервью с предпринимателем в сфере обучения и консалтинга из Эстонии Денисом Цыро. Он рассказал о своём намерении организовать обучение русских детей из Эстонии в санкт-петербургской государственной Академии цифровых технологий, но столкнулся с многочисленными препонами со стороны руководства этого учебного заведения. По словам Дениса, за истёкшее время ситуация к лучшему не изменилась. Напротив, те препятствия, которые продолжают ставить перед ним в академии, вынуждают его думать о бесперспективности сотрудничества.

Палки в колёса

Краткое содержание «предыдущей серии». Глава таллинского Социального учебного центра Денис Цыро начал новый проект — он решил обеспечить обучение русских детей из Эстонии в санкт-петербургской государственной Академии цифровых технологий. Это, по его словам, на сегодняшний день единственная академия такого типа не только в Питере, но и в целом по России. Особый интерес, как отмечает Цыро, вызвали такие дисциплины как «Инженерное 3D-моделирование и прототипирование», «Интеллектуальные робототехнические системы», «Дополненная и виртуальная реальность, «Создание 3D-игр», «Цифровой 4D-театр», «Системы связи и дистанционное зондирование земли», «Нейротехнологии и программирование», «Передовые производственные технологии», «Цифровое моделирование одежды».

В ноябре 2018 года Цыро обратился в петербургский городской Комитет по образованию и предложил организовать поездки групп русских детей из Эстонии с целью их обучения в Академии цифровых технологий в 2019—2020 году. Запрос был оформлен на 250 учебных мест по востребованным дисциплинам — как минимум на год. Комитет по образованию выдал разрешение — в тексте документа было указано, что там не возражают против обучения в академии детей из Эстонии на платной основе.

16−17 февраля в академии провели пробные мастер-классы для группы привезенных из Эстонии детишек — по программам «Радио АЦТ-волна», «3D-моделирование и прототипирование», «Цифровое моделирование одежды» «Робототехника» и «Медиажурналист». Но почему-то для дальнейшего обучения детям предложили не те курсы, которые привлекали детей и их родителей, а совсем другие. Просьбу же организовать обучение по более интересным дисциплинам Комитет по образованию и директор академии Дмитрий Ковалёв проигнорировали. Более того, как утверждает Цыро, Ковалёв ограничил количество эстонских учеников максимум до 25 человек, привозить которых директор предложил лишь раз в месяц.

Очередные мастер-классы состоялись 18 мая. Денис Цыро рассказывает: «На днях руководство Академии цифровых технологий в одностороннем порядке поставило меня перед фактом, что они увеличивают для детей из Эстонии плату за участие в мастер-классах. Прежняя цена составляла 126 рублей за час с человека, а они увеличивают её в два раза! Заранее меня об этом их намерении, заметьте, никто не предупреждал. Тот единственный документ, что я получил от петербургского городского Комитета по образованию, был датирован 19 апреля — и в нём мне предлагалось 20 апреля привезти на мастер-класс в академии группу детей из Эстонии. Разумеется, собрать группу за один день оказалось практически невозможно… Кроме того, в той бумаге содержалось упоминание о том, что очередной мастер-класс состоится 18 мая, а в июне академия проводит летний лагерь».

Цыро утверждает, что до последнего надеялся на благополучное разрешение ситуации — и, в итоге, ему пришлось очень разочароваться. «Я начал готовить группу на 18 мая, хотя, по совести, мне предоставили для этого слишком маленький срок — ведь на то, чтобы найти желающих, договориться с родителями и уладить все необходимые формальности требуется, как правило, больше нескольких недель. При этом, нам как будто бы нарочно втыкали палки в колеса, затребовав на каждого ребенка огромное количество разных справок. Но окончательно меня подкосило решение руководства академии допустить русских детей из Эстонии на мастер-классы лишь по наименее интересным предметам, типа веб-дизайна», — сокрушается предприниматель.

Вообще, по словам Цыро, родители, которые лично везли детей на мастер-класс 18 мая, остались очень расстроены. «Они недовольны тем, что на этот раз их вообще не пустили в здание академии. Для справки: когда нам проводили там прошлый мастер-класс в феврале, администрация академии устроила для родителей экскурсию по лабораториям, сопровождавшуюся рассказом о преподаваемых дисциплинах. А на этот раз мало того, что родителей не впустили в академию, так потом ещё толком даже не знали, как обратно им выдавать детей. На слово не верили, пришлось родителям показывать паспорта. И смех, и грех… Опять же, родители на обратном пути в автобусе говорили, что одной субботы для полноценного мастер-класса маловато, что надо два дня. Ведь всё-таки люди издалека едут…», — отмечает Денис Цыро.

Горькое разочарование

Цыро сетует: «И теперь вот мне говорят, что за новый мастер-класс придется платить вдвое больше, чем за предыдущий. Я попытался получить от директора академии Дмитрия Ковалева ответ на вопрос: зачем они так с нами поступают? Он заявил, что, дескать, плата сформирована в соответствии с российским законодательством и включает в себя оплату труда педагогов в выходной день. При этом, попытался изобразить великодушие: мол, они не включили в плату свои расходы по ЖКХ, по учебным материалам и по амортизации оборудования. А виновным изобразил меня: мол, на этот раз я привез группу численностью меньше „оптимальной“ — поэтому им пришлось поднять плату, дабы мастер-класс не был для них убыточным. Хотя я многократно пытался донести ту истину, что в состоянии неопределенности, в котором меня последние месяцы держал Комитет по образованию и сам Ковалев, я и не мог сформировать большую группу. Когда нет договора, когда нет ясности об условиях учебы, когда дают лишь самый минимальный срок на формирование группы, она неизбежно окажется маленькой»,

По словам Дениса Цыро, он много раз «и просил, и уговаривал, и умолял», чтобы в академии заранее оформили договор, в котором прописаны все подобные нюансы. «Но договора я так и не дождался, мне в нём отказали. У меня вообще сложилось впечатление, что эти искусственные барьеры создаются намеренно — чтобы помешать учиться в академии детям из числа зарубежных соотечественников. И они добились своего — групп на июнь собирать уже не буду. Просто не хочу рисковать — непонятно, какие предметы они готовы предложить в летнем лагере и сколько это будет стоить. Бастион бюрократии оказался несокрушим. У меня есть ответственность перед доверившимися мне людьми и я не могу их подводить», — заключает бизнесмен.

EADaily поинтересовалось мнением родителей, детей которых лишили возможности учиться в Петербурге. Вот что говорит, например, Татьяна Новикова (Таллин): «Моему сыну Артёму недавно исполнилось двенадцать лет — и мы, конечно, не можем не задумываться о его дальнейшем образовании. Тем более, что ребенок талантливый, обладает большим интеллектуальным потенциалом, который необходимо развивать. Россия в этом плане заинтересовала нас по двум причинам. Во-первых, мы сами российские граждане, хоть и проживающие постоянно в Эстонии — поэтому в РФ можем ездить свободно, без всяких формальностей. Во-вторых, чего уж там скрывать, я считаю те образовательные услуги, что предоставляются в России, очень качественными и богатыми по разнообразию возможностей выбора — в Эстонии такого точно не найдешь».

Женщина отмечает, что Академия цифровых технологий в Санкт-Петербурге привлекла их с сыном внимание сразу. «Сначала мы хотели бы походить туда на мастер-классы, а потом и поступить на полноценную учебу. Меня особенно заинтересовал тот факт, что эта академия профессионально вводит ребенка в мир высоких технологий, приучает работать с ними. Специфика сегодняшнего мира такова, что в жизни могут преуспеть люди, приученные к передовому технологическому укладу, воспринимающие его не как набор чудес, а как привычную повседневную реальность. Тем более, что у моего ребенка есть тяга к программированию, к компьютерам, к предоставляемым ими безграничным возможностям. Он и сам старается развиваться в этом направлении, постоянно смотрит какие-то обучающие видео…», — говорит Новикова.

Татьяна Новикова от имени и других родителей отмечает, что Академия цифровых технологий хороша ещё и тем, что в ней сгруппировано большое количество редких курсов и специальностей в одном месте. «Быть может, некоторым из этих специальностей учат и в Эстонии — но соответствующие курсы разбросаны по разным учебным заведениям. Чтобы всюду поспеть — просто физически не хватит времени. Поэтому, учеба в Петербурге для нас является более практичным и экономным вариантом. Необходимость пересекать границы нас не смущает. Во-первых, как я уже говорила, мы сами — граждане РФ. Во-вторых, далеко не факт, что Артём свяжет свою жизнь именно с Эстонией. Поскольку учеба предполагается заочная, по выходным, я готова сопровождать сына в Петербург. Город мне хорошо знаком, никакой неуверенности я, находясь в Питере, не ощущаю. И мы готовы платить за учебу. Хотя, если Россия решит предоставить какие-то преференции зарубежным соотечественникам в плане оплаты образования в РФ, мы, конечно, это примем с большой радостью», — заключает женщина.

«Хотим учиться в России»

Похожее мнение высказала и Екатерина Вихрова (Нарва): «Моя дочь — девочка всесторонне развитая, она мне говорит, что хотела бы заниматься наукой. Но в Эстонии эту мечту осуществить практически нереально, особенно если ты русский по национальности. Во-первых, тех знаний, которые даёт та же петербургская Академия высоких технологий, в Эстонии почти не предлагают — по крайней мере, в системе довузовского обучения. Во-вторых, учёба в вузах для русских детей затруднена тем, что там всё преподавание осуществляется полностью на эстонском языке. Согласитесь, изучать, например, точные науки, продираться сквозь дебри непростой технической терминологии на неродном языке, к тому же достаточно сложном самому по себе — задача та еще…»

Вообще, как подтверждает Вихрова, это серьёзная проблема для русских детей и их родителей, озабоченных жизненными перспективами своих отпрысков. «Эстонский язык преподаётся на совершенно недостаточном уровне, из-за чего из выпускников школ нацменьшинств буквально единицы могут успешно учиться в вузах. Поступить русскому ребенку в эстонский университет — ну очень трудно! Получается парадокс — русским детям проще учиться в Великобритании, чем в Эстонии, поскольку английский язык куда легче эстонского, да и котируется в мире несоизмеримо выше», — говорит жительница Таллина.

Екатериа Вихрова подытожила: «Я была бы только рада, если бы мой ребенок стал учиться в Петербурге — городе, где у меня полно друзей и родственников. В этом плане разочаровывают действия руководства Академии высоких технологий — они почему-то решили предложить эстонским детям не те предметы, которые им действительно интересны, а совсем другие. Например, нам предлагают обучение веб-дизайну — уж этого-то добра и в Эстонии предостаточно! Стоит ли ехать в Питер за веб-дизайном?! Но если этот вопрос удастся разрешить и академия согласится расширить список предлагаемых курсов — то мы будем учиться там с большим удовольствием!»

Мария Махалова из Кохтла-Ярве отмечает: «Мы — русские с эстонским гражданством. Да, заинтересованность в получении российского образования у нас есть и мы будем пробовать. Дочке на этой неделе исполнилось семнадцать. Через два года она оканчивает гимназию и нужно думать о том, где наш ребенок будет учиться дальше. К сожалению, в Эстонии не очень много возможностей в плане учебы, особенно для русскоязычной молодежи. Те варианты, что есть, предполагают учебу только на государственном языке. Но мы считаем, что для того, чтобы образование было качественным, учиться необходимо на родном. Художественную школу мы закончили и встал вопрос — а что же дальше? Петербургская Академия цифровых технологий предлагает множество интересных факультетов, а моя дочка — человек творческий. Аналога такому учебному заведению у нас в Эстонии просто нет. В будущем дочка хотела бы работать в сферах, предполагающих знакомство с высокими технологиями — и желает начать готовиться к этому еще до окончания гимназии. Мы предполагаем, что заочная учеба в петербургской академии поможет ей окончательно определиться с предпочтениями и тогда станет ясно, в какой вуз нам необходимо поступать».

Мария Махалова не исключает, что, посетив мастер-классы в Академии высоких технологий, дочка пожелала бы и далее учиться именно в Санкт-Петербурге. «Меня это совершенно не пугает. Ведь Питер находится недалеко от Кохтла-Ярве (три-четыре часа на автомобиле) и настоящей заграницей мы его не считаем — этот город мы прекрасно знаем и любим, в России у нас живут и друзья и родственники. В Эстонии любят рассказывать об „агрессивной России“, но мы в это не верим — потому что сами часто бываем в РФ и знаем, что страна представляет собою совершенно не то, что о ней рассказывают в Прибалтике. У нас есть и позитивный опыт — сейчас в России учится на врача дочь приятелей моего брата из Хельсинки. И совсем недавно, общаясь с ней, я получила от нее массу позитивных отзывов — и о Петербурге и о россиянах-однокурсниках».

Махалова выражает мнение, распространенное в среде русских соотечественников, живущих в Прибалтике. «Я вам даже больше скажу! Моя дочь очень, очень бы хотела получить высшее образование именно в Петербурге! И дело не только в том, что Питер нравится, как город. Понимаете, её в полное восхищение приводит перспектива учебы на своем родном языке. Да, уже сам факт того, что все говорят вокруг на русском, наполняет радостью. Очень сложно нашим детям даётся учеба полностью на эстонском языке… Наверное, россиянам это сложно оценить, они воспринимают возможность учиться и разговаривать на родном, как обыденность… Ну, а для нас, заграничных русских, родной язык — величайшая драгоценность. Через полтора года я хочу подать документы на участие дочери в программе для зарубежных соотечественников, которая дает возможность бесплатного получения высшего образования в России…», — отмечает Мария.

Очень жаль, что, похоже, мечте этих детей об учёбе в петербургской академии сбыться не суждено…

ВЯЧЕСЛАВ САМОЙЛОВ

загрузка...
Загрузить больше публикаций
Загрузить еще от Иван Кривоносов
Загрузить еще в В стране и мире

Смотрите также

К 14 годам приговорён польский шпион, пытавшийся переправить детали к С-300

25 июня 201913:31 Мосгорсуд приговорил гражданина Польши Мариана Радзаевского к 14 годам л…